Дневник похода на Вепсы 3-10апреля 2001г.

Участники: Ирина Валуй, Анатолий Варзанов, колли по имени Лорка.

Схема маршрута:

Как видим, участок ~30*30км с юга ограничен железной дорогой, с севера и востока – рекой Лидь, с запада – шоссейной дорогой с автобусным движением. Автобус тот может дважды в неделю ходит, но безнадежно заблудиться шоссе не позволит.

Дневник. Версия Ирины.

Мало кто забредал на Вепсы в самый перелом зимы и весны. Мы, как говорится, прищемили зиме хвост. Чувствовалось, что весна вот-вот зрянет безвозвратно. Текли ручьи, цвела верба, оживали муравейники, набухали почки, березы струили сок по жилам, токовали тетерева, на рассвете все больше и голосистей пели птицы. Это журчание, клокотание, ароматы опьяняли.

Снега – по колено, но есть пупыри с зеленой брусничной листвой, кочки со сладкой клюквой, болота, еще покрытые льдом, но уже начавшие оттаивать. Орущие «мартовские» коты на ст.Заборье – все говорило о неизменности прихода черти-какой, бог весть какой весны в истории земли. Я очень зауважала лосей и эскимосских собак. Лосей – за их гордость и умение выживать, эскимосских собак – за выносливость и тоже умение выживать и тащить упряжки.

3 апреля мы собрались в лыжный поход. Я думаю, что всем уже смешно. Случайные попутчики взирали на нас с явным недоумением. Валуй, провожая, советовал взять водные лыжи и байдарку, но мы были верны путеводной звезде. Мы лихо сели в электричку на Волховстрой, слегка покимарили в шикарном зале ожидания (просто царский для вокзала) и затем сели в некий поезд на Бабаево. По дороге мы усиленно смотрели на проплывающий мимо пейзаж, предметом нашего столь пристального внимания был лишь один момент – есть ли снег? О чудо, он местами был!

Второй момент, который нас сильно беспокоил – не буде ли подлипа. Мы просмолили предварительно лыжи (т.е.всячески подготовились), но волновались. Потом, после того, как наши лыжи шли подобно вездеходам по насту, по болотной воде, по брусничнику, по шишкам, нам было смешно вспоминать, что мы боялись подлипа.

Итак, вылезли и пошли по болоту к ближайшему озеру. Там – наш первый обед. Обнаружили, что я забыла оргстекло. Пока я заламывала руки и причитала, Толя бодро заявил, что только сачки ходят с оргстеклом, а бывалые, испытанные туристы должны под проливным дождем разводить костер с одной спички. Что, впрочем, ему впоследствии вполне успешно удавалось!

Затем, немного поплутав, мы вылезли на 2-е крохотное озеро. По дороге к нему забрели в красивую осиновую рощу. Светит солнце, местами держит наст, хотя, бывает, и проваливаешься по колено. Толе тяжелее, он и сам большой, и рюкзак поувесистей моего. Где я прохожу, он – проваливается. Идем еще по одному болоту и выходим к речке Обломна. Наша первая ночевка. Мы не замерзли, непривычно ставить палатку на лыжах, Толя достал кагорчик и мы отметили начало нашего «подвига».

Кагорчик мы , разумеется, сразу не выпили, а вдохновлялись им, как солдаты перед атакой, перед штурмом очередного болота.

Наутро обнаружилось, что сломан носок лыжи, на которую наступили во вчерашней суете. Толя чинит носочек и мы идем по некоей дороге, переходим Обломну. Дорога разветвляется. Проходим в одну сторону – и обнаруживаем лесную вырубку, на лыжах мы явно смотримся странновато. Но налево - идет нормальная заснеженная дорога. Следы зайцев видны постоянно, причем, особо крупных экземпляров. Толя одного видел вдали. Дошли до рыбачьей – охотничьей хибарки, весьма грязноватой, моросит дождь. Вышли на лосиные места – следы копыт, лосиные орешки и поломанные рогами ветки.Путь пересек некий поток, вероятно берущая начало в здешних болотах речушка. Вокруг – один кустарник, т.е. в случае промокания костер быстро не разведешь. Влезли на пупырь, вдали разглядели хвойный лес, и Толя пошел валить сушину для переправы. Облюбовав подходящую и приблизившись к ней, он обнаружил, что, возможно, можно траверсировать этот поток по хрупкому льду и бревнам. Что мы и сделали!

Если бы мы знали, какие водные преграды нам предстоит штурмовать, мы бы прошли эту, даже не заметив. Но об этом – потом.

Дорога разветвлялась. Мы прошли влево и встали на ночевку. Это четверг, завтра должно начаться обещанное синоптиками похолодание. Толя набрал огромную миску березового сока.

Наутро у нас первая травма. Я проснулась от Толиного вскрика – он рубанул себе по ноге сквозь сапог. Солкосерил, пластырь, спирт и огурчик. 2ой пациент появился на следующий день, но об этом позже. Сбегали на разведку – дорога явно кончалась. Мороза не было, становилось теплее.

Вернулись 100м. назад и ткнулись уже по азимуту в осинник – лосинник. Продираясь через дикие заросли, влезли в некую гадость. Толя сломал лыжу и палку. Исключительно быстро отремонтировав оные предметы огромными винтами и шиной, которая превратила палку в посох Деда Мороза.

Мы вылезли из леса на болото, которое нам очень понравилось. Редкие деревца и хороший слой снега. Впереди мы увидели полынью и повернули направо, и стали ее обходить. Обход закончился печально – болото было гигантское, и мы поняли, что идти надо напрямик, как это ни страшно. Вернее, страшно было мне, а Толя бодро тыкал палкой лед под водой и заявлял, что мы не утонем. Действительно, я не утонула, но поскользнулась и замочила попу, как ни странно, лихо вскочив с рюкзаком, который раньше в случае падения приходилось сбрасывать, вставать на ноги и одевать вновь. Причем, одевать вновь с помощью галантного Толи. А без него я была со своим рюкзаком как Ванька-встанька, он меня перевешивал!

Переход этого болота был нашим Рубиконом. Лыжня там не сохранялась и вернуться в изначальную точку мы уже не смогли бы, даже если бы очень захотели.

Мы влезли в березняк, вышли на относительно неплохое болотце. Но Лорка стала скулить и отставать – она изранила лапы о фирн. Попытались погрузить ее в мой рюкзак, я проковыляла метров 200 и поняла, что дальше я не могу сделать ни шагу. Эта особа сверху была тяжела, свешивалась набок, клала морду мне на голову и подвывала. Ее выпустили обратно, и она брела, бедная, по морду в снегу. Может, завтра сделать сани для нее, дроги? Да ведь сквозь кустарник сани с лорой не протащишь!Продравшись сквозь заросли, вышли к красивому ручью (или Веучу). Чуть ниже в нем был порожек (огромная шапка мыльной пены).

Постоянно продираемся сквозь заросли, пытаясь повторить его ход, надеясь, что он приведет нас к Лиди. Но он заставлял нас идти правее, чем нам надо. Путал старицей.

Затем перешли его в узком месте, дошли до высоких сосен и встали на стоянку. Если в первые дни мы вставали на ночевку ~ в 6, сейчас около 7ми, темнеет. Слава Богу, что хоть сухое место и есть сушины. Устали, как черти. Лорка рухнула на кочку и скулит, Толя валит сушину для нодьи. Место зловещее. Я думаю, что здесь еще не ступала нога человека. В палатке при свете фонарика мажем Лорке лапы солкосерилом и забинтовываем. Она совершенно вялая, хоть так ее ворочай хоть этак. Даже не проявляет интереса к ужину и не выходит из палатки. Всю ночь кричала неведомая птица (по крику – какаду, мы ее так прозвали, а оказалось, что глухарь). Было страшно, и я бы не удивилась, заслышав рыканье льва или волчий вой (не давала Толе спать). Слава Богу, наступило утро.

Сделали вечером первую нодью, потому как сушить нужно много чего.

Попробовали сделать Лорке первые «лыжи» из Толиного ижевского коврика и примотали скотчем. Опробовали мое изобретение на задних лапах и потом на передних – так Лорка стала ходить на лыжах и меньше стирать лапы (она безропотно позволяла производить с ней эти манипуляции). Шли градусов 30-40° на север, считая, что мимо Лиди мы не пройдем. Очень клюквенное болотцею Мимо некоторых кочек просто не пройти. Мы нагибаемся прямо с рюкзаками и собираем ягоду в рот.

Приходит осознание, что мы заблудились. И точно сказать, где мы находимся, нельзя. Закрался страх, не был ли перейденный вчера ручей верховьем Лиди и не забрели ли мы за Лидь в дальние болота, откуда особых выходов не просматривается.

Путь преградила мелиорационная канава и мы завернули направо и вышли на дорогу. Это было счастье. Неведомая дорога, непонятно куда и откуда, но дорога, человеком проложенная.

Сбегали на разведку вправо, пообедали, обсушились и пошли влево. Дорога расширялась. Поле, ручей, за ним – стоянка. Твердая почва под ногами, мох, шишки. Лорка лежит, обессиленная. Мокрый туман, быстро темнеет. (720, а мы еще только ставим лагерь). Опять пили березовый сок, который набирался за ночь с помощью топора.

Толя постоянно водохлебничает, пьет из любого ручейка, канавки, козлиного копытца и скоро станет «козликом». Еще он пьет соевый соус в неимоверных количествах.

Съезжая по шишкам, Толя сломал 2ю палку. Идем по дороге, развилка, надо выбирать, куда дальше. Спрятали в елках рюкзаки и пошли прямо. Деревня, вернее – забор! Тоже счастье. Ищем хоть одну живую душу, хоть дымок из трубы. Деревня – у некоей реки. Жаль, что нет названий с табличками.

Находим старушку и ее дочь. Старушка – Большакова Анна Тимофеевна, дочь Нина. Старушке 80 лет, дочке ~ под 50. Личико у старушки, как печеное яблочко. Мы поговорили о том, о сем. Нам дали картошечку. Кошка. Кружева. История села.  «Журавль, глухарь, попугай».  «Вы сами, или вас заставляют?».

Мы узнали, что это деревня – Лидь, и речка – тоже Лидь и до Заборья 18км. по разьезженной дурной дороге. И что черт нас попутал, уведя сильно на восток. Отшагав 6км по тихой дороге дороге с лыжами, привязанными к рюкзакам, вышли к мосту через петляющую Лидь и устроили перекус. Особо выносливые особы устроили открытие купального сезона. Только стали упаковываться, стал слышен шум лесовоза. Появились 2 гигантские машины. Шофер первого – Любомир, любезно пригласил нас в кабину.Любуемся окрестностями, временами поглядывая, не выпали ли наши рюкзаки. Правда, сзади едет другой лесовоз – подберет. Разговаривать можно с трудом, все грохочет.

Заборье, эта заклятая станция встречает неприветливо. Длиннющий товарняк перегородил подход к станции. Пока его обходим, дергаясь, что можем опоздать на питерский поезд, он стоит непоколебимо. Как только мы доходим до станции, он трогается. Питерский поезд ушел полчаса назад. Следующий в 130 ночи и неизвестно, будут ли на него билеты, потому как день воскресный и поезд для многих удобный – прибывает утром.

Пишем дневник. Толя напоил меня морковным соком, я урчу. Сам он умял увесистый кусок колбасы, перепало и Лорчику, который начал проявлять интерес к жизни и некую резвость. Сидим на какой-то доске у печки в полной безвестности, Лорку собираемся сунуть в Толин рюкзак и таким образом провезти. Вот такие нелегкие наши судьбы.

Часы отстали на полчаса. Когда объявили Вологодский поезд, наше пробуждение было молниеносным и ужасным. Все побросали в рюкзак, включая Лорку – но сесть не удалось. Два потрепанных существа, с лыжами и собачьей мордой, торчащей из рюкзака, в 130 ночи даже за 200 рублей никому были не нужны. Лорку погрузили опять в рюкзак и ждали трехчасового поезда. Правда, она уже не была безучастна к этой операции и растопыривала упиралась лапами (мол, не сажай меня в печку, Баба Яга) и гордо выгибала шею, но ее забили внутрь и стянули веревку…

Теперь моя версия…

История похода по Вепсам 3-10 (4-9) апреля 2001г.

3 апреля вечером сели в электричку 21.30, доехали до Волховстроя, познакомились с теткой, которая «своими глазами видела» цветок папоротника на Ивана Купалу (маленькие, светлозелененькие, типа крапивы, растет на ножке в центре листа). Звали тетку Антонина Ивановна, ехала с нами в Фетино – точнее, чуть назад в Великое Село.

4апреля, день 1-й.  В 5.30 сели на поезд, около 9.30 вышли в Фетино, дошли на восток до оз.Оленское, обед с костром, потом нашли оз.Черное (по пути – пригорок с осинами, фотографии, следы), потом дошли до р.Обломны у моста и поставили лагерь. Ирина доказывала, что ……(ТУТ БЫЛ БОЛЬШОЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ СПОР)……. до ее зазомбированного сознания не доходят.

Вечером, топчась у костра, она (наверняка нарочно) наступила мне на лыжу, и та жалобно хрустнула. Правда, совсем не отломилась. Вот такие методы используют наши политические противники.

5апреля, день 2-й. Встали ~ в 7час., носок обмотали изолентой, вышли в 11.30.

Шли по дорожке на север, по мостику пересекли Обломну (она не замерзла). Вышли на развилку, оставили рюкзаки, прошли немного направо – там лесозаготовки, голая земля. Я нашел Ирине красивую ветку с шишками, вылез на лыжах на голую землю – а она, злодейка, меня на этой земле сфотографировала.

Вернулись к перекрестку и пошли на север – и курс совпадал с картой (там развилки не было), и снег был. Дальше дорожка вильнула влево-вправо, справа озеро, потом ручей, и в конце – сарайчик, и рядом вроде озеро Проходское (к берегу не спускались). Иришка украла в сарайчике комок соли и перестала ворчать, что соли я взял слишком мало.

Дальше дорога все шла на север, по краям кустарник, потом горушки, ручей (хотели рубить дерево, но удалось перебраться так). Потом дорога шла по кустам ~на север и – нечто вроде развилки. Основной путь – чуть влево, пошли по нему и встали на ночевку (слева, сушина на дороге). С вечера воткнул в дерево топор – накапало полторы кружки сока.

6 апреля, 3-й день похода, самый крутой, пятница. С утра попил березового сока и тяпнул себя топором по правой ноге. Прорубил сапог, два носка, и на ноге остался проруб длиной сантиметр – полтора и глубиной миллиметров пять. Ирина проявила гуманность, дала тюбик солкосерила и рулон пластыря. Завтрак – вроде макароны с соевым соусом (соус идет у меня с неслыханной скоростью). Прошли по той же вчерашней дорожке метров двести без рюкзаков, дорожка вывела в поле на западе, разветвилась и исчезла. Вернулись в лагерь, взяли рюкзаки, вернулись к вчерашней развилке и пошли правой (прямой) дорогой. Идти было практически некуда – дорога тут же кончилась, начался крутой густо заросший кустарником склон. Внизу – тот же густой кустарник плюс глубокие сугробы, метров через 50 – 100 густой лес с водяными пятнами, сугробами и буреломом. Пошли по левому краю, снова кустарник, вышли к лесному острову левее и вошли в него. Снова бурелом (слабее), сугробы, колдобины. Въехав в одну из них, я сломал левую палку и лыжину. К носку лыжины привинтил накладку, к палке скотчем – дубину, и пошли дальше. Ремонт занял полтора – два часа.

Лорке снег дается тяжело: острые ледяные крошки забиваются между пальцами, задние лапы проваливаются по самое пузо, проваливаются даже там, где и меня, и Иришку держит наст, и ей (Лоре) постоянно приходится выпрыгивать из снега, цепляясь за глубокую землю или сыпучий снег задними лапами с забившимися под пальцы ледяными кристаллами. Кстати – о насте. В первый день до обеда он держал нас просто отлично, после обеда (оз.Оленское) мои лыжи стали иногда проваливаться, на второй день с утра тоже более – менее держал, а начиная с третьего дня – так лучше бы этого наста не было вовсе, проваливался каждый третий – четвертый шаг и долго доставал провалившуюся лыжину. Особенно трудно достать отремонтированную – носок загнулся вверх и добровольно вылезать из-под снега не желает. Иришка проваливается намного реже, но тоже бывает.

Но вернемся к походу. Вылезли из второго лесного острова на очень приятное болото – тонкий слой снега, редкие деревца, под снегом замерзшая земля – и пошли на север. Где-то через километр Иришка увидела воду (а левее – кустарник), повернули к лесу вправо, хотели пройти вдоль него – но он после конца мыса резко повернул на юго-восток, открывая бескрайнее болото. Тогда мы снова пошли на север. Вскоре за моими лыжами стали оставаться влажные следы, что приводило Иришку в недоумение и изумление. Но справа и слева было бескрайнее болото, идти было надо, и она покорилась. Потом следы стали чуть более мокрыми, потом – еще мокрее, потом в них появилась вода, но каждый шаг был невелик, казалось, что он последний – и Иришка совершала его. Наконец, впереди стоял сплошной слой воды в 5 – 10 сантиметров.Но к этому моменту и позади было почти то же самое, и лес впереди на краю болота уже недалек, и под мои заверения, что опасности нет абсолютно никакой (вполне правдивые заверения – внизу была мерзлая земля) мы отважно вступили в воду. Я шел метров на 20 впереди Ирины для дополнительной проверки прочности болота, вода местами доходила до щиколотки, был азарт бесшабашности, мокрые ноги (у меня – ехидина заявила, что ее грамотно обутые лапки вполне сухие), все было просто отлично, и в довершение перехода уже недалеко от леса Иришка отважно шлепнулась попой в лужу! И тут ею же был совершен подвиг. В обычных условиях даже на земле, даже без лыж она не могла одеть свой рюкзак. Казалось бы – и тут должна сидеть на попе в луже и ждать, пока я подойду. Но пока я разворачивал лыжи, она невероятным, циклопическим усилием встала прямо на лыжах с рюкзаком за плечами. В обычных условиях даже я сделать этого не могу. В общем, чистый подвиг.

Метров через 50 вышли на остров, поросший густым кустарником. Отжал носки, продрались через кустарник в гору, прошли через лесок и вышли на почти сухое верховое болото с кочками, покрытыми клюквой! Лорка была уже измучена совершенно: жалобно скулила, повизгивала, ложилась……..

НА ЭТОМ ЗАПИСЬ КОНЧАЕТСЯ. СЕГОДНЯ, СПУСТЯ ТРИ ГОДА, ВСПОМИНАТЬ ПОДРОБНОСТИ ЕДВА ЛИ СТОИТ. ПРИШЛИ В ПОСЕЛОК ЛИДЬ НА РЕКЕ ЛИДЬ, ПОШЛИ ПО ДОРОГЕ ПЕШКОМ, НА ПОЛПУТИ НАС НАГНАЛ ЛЕСОВОЗ, САМ ОСТАНОВИЛСЯ, ПОМОГ ПОГРУЗИТЬСЯ И БЕСПЛАТНО ДОВЕЗ ДО ЗАБОРЬЯ.

ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ ПОХОДА, ПЕРЕХОДЯ КАЖДЫЙ РУЧЕЙ, ДУМАЛИ: А ВДРУГ ПОКАЗАННЫЕ НА КАРТЕ РУЧЬИ ЗАМЕРЗЛИ, МЫ ПРОШЛИ ИХ, НЕ ЗАМЕТИВ, А СЕЙЧАС ПЕРЕХОДИМ ЛИДЬ. И ВПЕРЕДИ У НАС ДЕСЯТКИ КИЛОМЕТРОВ ТАЙГИ. ДОЙДЯ ДО ЛИДИ, УВИДЕЛИ: БЕЗ МОСТА ЕЕ В ТЕХ МЕСТАХ СЛУЧАЙНО НЕ ПЕРЕЙДЕШЬ. СПЕЦИАЛЬНО, С ВЕРЕВКАМИ - ТОЖЕ ДАЛЕКО НЕ ВЕЗДЕ.

И ОБЩИЙ ВЫВОД – МАРШРУТ ПО ДИКИМ МЕСТАМ, НЕТ ОПАСНОСТИ ПОПАСТЬ В ЛАВИНУ ИЛИ ЗАБЛУДИТЬСЯ, ЛЕГКО ДОЕХАТЬ, ДОЛГО ЛЕЖИТ СНЕГ, НА КОЧКАХ КЛЮКВА, ЗАЙЦЫ, ПТИЦЫ, ХОРОШИЕ ЛЮДИ.

Карта-километровка лежит ЗДЕСЬ (811Кб), линейка для той карты ЗДЕСЬ (97Кб)